
Хетчбэ́к (англ. hatchback от hatch — люк и back — сзади) — название кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом .
На заметку:
- В русском языке не имеет разницы правописание - хетчбек, хэтчбэк, хэтчбек или хетчбэк.Все варианты верны.
- Впервые кузов применила французская компания Renault, модель Renault 4L в 1962 году.
- В последнее время этот тип кузова внедряют в автомобили высокого класса, и спорт-седаны, называя их псевдо-купе, фаст-бэк, спорт-бэк и т.д.
- Хотя форма кузова придумана и используется в Европе, американцы не на шаг ни отставали, и внедряли изменения в свои ряды.
Особенности кузова:
Название «хетчбэк» подразумевает укороченный, по сравнению с седаном или универсалом, задний свес кузова.
Например, Audi 100 Avant — не хетчбэк, а скорее универсал (или лифтбэк), так как имеет одинаковую с базовым седаном длину заднего
свеса, хотя задняя стенка кузова у него покатая, что делает его похожим
на хетчбэк — на самом деле их объединяет только линия крыши типа «фастбэк». Версии автомобиля Лада Калина с кузовами «универсал» и «хетчбэк» принципиально отличаются так же в основном длиной заднего свеса.
Соответственно, от универсала хетчбэк отличается меньшим объёмом багажника и укороченным задним свесом. А хетчбэк с вертикальной задней стенкой кузова (Ока, Daewoo Matiz) от минивэна — меньшей высотой.
Таким образом, хетчбэк более маневренен в городских условиях по
сравнению с универсалом из-за отсутствия громоздкого «хвоста», и
перевозит больше груза по сравнению с седаном, облегчает загрузку и
выгрузку крупногабаритного багажа благодаря наличию большой пятой двери.
Платой за это оказывается объединение салона с багажником, что
затрудняет прогрев салона системой отопления и способствует
проникновению в него посторонних запахов из багажника, как и в
универсале. Кроме того, при разложенном заднем сидении объём багажника
хетчбэка не намного больше, чем у седана (а часто и меньше),
преимущество в грузоподъёмности проявляется лишь при сложенном или
демонтированном заднем ряде сидений. Именно поэтому хетчбэк
позиционируется обычно в качестве «семейного» автомобиля, позволяющего
лишь при необходимости перевозить крупный груз, который удобно грузить
через проём задней двери; для постоянной эксплуатации в качестве
грузопассажирского автомобиля большинство из них непригодны и неудобны.
Горячий Хетчбэк (англ. Hot Hatch) — изначально это неофициальный жаргон, родившийся в европейской автопрессе, обозначавший высокопроизводительные серии автомобилей с кузовом трёх- или пятидверный хетчбэк. В настоящее время термин «горячий хетчбэк» широко распространён и используется как официальный.
Автомобили этого типа обычно основаны на семейных автомобилях, оснащены более мощным двигателем, улучшенной подвеской и могут так же иметь дополнительные аэродинамичные части кузова.
Американские Хэтчи:



Европейские версии:


